Дизайнер Марат Ахмадиев пригласил редактора «КД» к себе в дом и рассказал о том, как создавал интерьер для себя и как сложно быть заказчиком.
Елена Федотова:
— В гости к дизайнеру Ахмадиеву я напросилась. Профессиональное любопытство: а как же живут дизайнеры? — отодвинуло ложную скромность в дальний угол. К тому же мы давно знакомы, настолько, что можем позволить себе общаться на «ты».
Марат Ахмадиев, основатель дизайн-студии «MAX», мастер общественного интерьера. Среди проектов, известных широкой публике, рестораны Molon, Manavi, «Баклажан», кафе Park House в Зеленоградске и многие другие заведения.
Семья Ахмадиевых живет в блок-секции в тихом районе Калининграда. Еще лет 20 назад маленькие улочки с немецкими домиками не считались особо привлекательными. Но времена изменились, и «недостатки» района стали его явными преимуществами: тишина, зелень старого парка Теодора Кроне, близость к центру (15 минут на машине) и одновременно к выезду из города — покупку недвижимости здесь, особенно в новостройке, можно назвать удачей.
— Мы просто влюблены в это место и свой дом, — говорит Марат. — Здесь мы живем второй год, до этого долгое время у нас была квартира, и нас она, в принципе, устраивала. Но время идет, мы меняемся и расставляем другие приоритеты в жизни, захотелось покоя и уединения. Именно в тот момент на глаза и попалось объявление о продаже блок-секции. Приехали, посмотрели и сразу поняли — наше место! Сейчас, когда мы с супругой оцениваем свое приобретение, минусов не находим, одни плюсы.
Самый яркий элемент встречает гостей на входе — дверь бордового цвета. Ей в поддержку выкрасили одну из стен в холле.
— Вам достался дом, идеальный со всех сторон? Настолько, что и переделывать ничего не пришлось?
— Идеальных помещений не бывает, все равно приходится затачивать пространство под себя. В нашем распоряжении оказались два жилых этажа и мансарда. Проблемы многих блок-секций именно в неудачной планировке первого этажа: обычно холла нет, и ты сразу попадаешь в гостиную. Здесь была та же история. Поэтому площадь первого этажа я увеличил, пристроив недостающую комнату по типу зимнего сада. Так у нас появился просторный холл, оборудованный по периметру гардеробными шкафами, кухня-столовая и гостиная. На втором этаже — две просторные спальни со своими ванными комнатами, а в мансарде… Пока на это помещение у нас только планы, есть идея сделать здесь СПА-зону. Представь — едешь домой с работы, включаешь с айфона турецкую баню и чуть ли не с порога проваливаешься в теплое облако. Восторг!
— Меня из меркантильных соображений больше возможности для гостей интересуют…
— С гостями у нас все в порядке: мы любим их, а им нравится у нас. Это только кажется, что дом небольшой, на самом деле он очень вместительный, у нас компании человек по 10–12 собираются, и всем места хватает. Помещения спроектированы очень грамотно, при необходимости кухня, столовая и гостиная объединяются в общее пространство: кто-то из друзей располагается за обеденным столом (он раскладывается и становится в два раза больше), другие занимают место за «островом» (барная зона), третьи усаживаются на диван, оставляя коктейли на журнальном столике. Плюс уличная терраса — самое кайфовое место летом, да и не только.
— Терраса и правда чудесная, благодаря ей создается впечатление, что живете вы не в блок-секции, а в собственном доме, да еще и с садом.
— Я так долго работаю с интерьерами, почти четверть века, что с первого взгляда вижу потенциал любого объекта. Здесь одним из выигрышных моментов была именно придомовая территория, поэтому для покупки мы рассматривали только угловую секцию. Нам удалось организовать отдельный въезд, сделать парковку на две машины, построить террасу с барбекю, разбить декоративный сад — маленький, но классный. Мы сделали сад не зеленый, как у всех, а белый: избавились от газона, который поначалу здесь был, а я его упорно косил, и засыпали пространство между растениями белой галькой. Растения тоже посадили преимущественно цветущие белыми цветами. Красиво вышло, празднично.
— Откуда такая любовь к белому, интерьер, к слову, тоже белый?
— Одно время очень любил серый, и у меня чередой шли серые интерьеры — они выглядят сдержанно и при этом очень уютны. Сейчас мне нравится белый — на нем отлично смотрятся акценты, каждый предмет приобретает особый смысл. Этот цвет, как никакой другой, позволяет менять настроение в доме — быстро и безболезненно. Сейчас вообще белый на пике популярности, его смело можно назвать трендом, многие выбирают его для своих интерьеров.
— Попал под влияние моды?
— Тут больше профессия сыграла роль. У меня много заказчиков, много интерьеров, много вариантов: кому-то надо яркие цвета, кому-то монохром, — и я устаю от постоянного цветового шума. Свой дом я решил от него избавить, чтобы прийти с работы и расслабиться. Хотелось атмосферы спокойной и уютной. Многие считают, что белый стерилен и к уюту не имеет никакого отношения. Неправда, это только на первый взгляд такой интерьер может показаться холодным, его можно дополнить цветовыми акцентами, текстурами натуральных материалов, которые сделают его мягче, теплее. Большое значение имеет освещение. В моем доме прописано множество световых сценариев, как говорится, на все случаи жизни. Когда мы с супругой вдвоем и хочется покоя — один свет, пришли друзья на ужин — другой, собралась шумная компания — третий. В зависимости от времени и ситуации ощущение от интерьера кардинально меняется. Я привык относиться к свету серьезно, по-взрослому, и в каждом проекте продумываю освещение с особой тщательностью.
— Ты часто как дизайнер перенастраиваешься на новую волну?
— Постоянно. Кажется, что когда у человека такой опыт за плечами, то он уже уверенно идет своей дорогой. Так оно и есть, но я постоянно размышляю о том, как сделать свои проекты лучше, развиваюсь. Даже отпуск свой планирую так, чтобы кроме эмоций почерпнуть что-то новое. Вот сейчас думаю, как выиграть время, чтобы на новогоднюю поездку к дочери в Лондон захватить выставку про инновационные технологии в строительстве и интерьере. Просто глазеть на мебельные экспозиции мне уже неинтересно.
— Впечатляет ваша гостиная из стекла — столько воздуха и опять-таки света! Солнечного...
— Когда я ее проектировал, то прописывал несколько иной сценарий. Думал, буду лежать на диване, смотреть сквозь стеклянный потолок на звезды, мечтать и придумывать новые проекты. Но реальная жизнь оказалась другой — в городе звезд не видно, плюс стекло немного бликует. Одним словом, история оказалась нерабочей. Солнца тоже было чересчур, поэтому я установил тканевые маркизы-плиссе на потолок и деревянные жалюзи на прозрачные стены. Свет все равно пробивается сквозь них, воздушность помещения сохранилась, а комфорт повысился. Плиссе на потолке и жалюзи можно собрать, несколько раз я даже делал это, но становится неуютно, как в аквариуме. Это мое любимое помещение в доме, оно вообще мое.
— А где твой кабинет, почему его нет?
— Зачем? У меня есть студия совсем рядом с домом, иногда я в офис на велосипеде езжу. Для того чтобы работать дома, мне кабинет совсем не нужен. Все проекты и идеи в моей голове, чтобы размышлять и придумывать новое, стол не обязателен, диван в этом плане куда комфортнее. На компьютере я сам не работаю, давно пришел к выводу, что куда рациональнее для узких задач нанимать профессионалов, поэтому у меня в студии лучшие в городе визуализаторы, новейшее программное обеспечение, и все нюансы проектов мы обсуждаем, глядя на экран. С заказчиками и партнерами я тоже встречаюсь в студии или в их офисах.
— Как, кстати, работать без заказчика — это сложнее или, наоборот, дает возможность расправить крылья?
— Заказчик у меня был — моя супруга, по ее настоянию я даже сделал полный проект дома, не хотел, но сделал. Анна в основном контролировала смету, всегда нужен человек, который предупредит: «Выходим за бюджет». Хотя все равно вышли, примерно на треть. А в целом Анна оказалась идеальным заказчиком, на объекте была два раза: в день покупки дома и когда он полностью был готов к переезду. Зато я посещал стройку по два раза на день.
— Ты всегда так пристрастен в авторском надзоре?
— Это исключительный случай. Вообще, почти 90% своих проектов я отдаю заказчикам без авторского надзора. В нем просто нет необходимости — каждый проект настолько детализирован и технически подготовлен, что реализовать его может кто угодно, лишь бы к работе привлекались профессионалы, умеющие читать чертежи. Все возникающие вопросы мы решаем по телефону, нескольких звонков, как правило, достаточно. Я всегда советую своим клиентам: наймите хорошую бригаду и грамотного прораба — и у вас все получится. Тут роль прораба я взял на себя.
— А как же в бюджет не попали?
— Всегда хочется большего. Я просто настаиваю на качественных материалах и никому не советую экономить на отделке и оборудовании, их ремонт и восстановление все равно потом обойдутся дороже. Для своего интерьера я, конечно, приобретал все лучшее. К тому же в доме много автоматики, я вообще помешан на всем новом и прогрессивном. Мой друг даже называет меня «Мистер Гаджет». Иногда вижу вещь или технологию в журнале или в интернете — и начинаю ею болеть. Я даже не всегда толком понимаю, как она работает, но чувствую — вот оно, будущее! В прошлом я конструктор, занимался технологической оснасткой для станков, и хотя профессию давно сменил, но тяга ко всему инновационному осталась.
— Я уже оценила сенсорные краны и японский унитаз Тoto в гостевом сан-узле, с подогревом сиденья, функцией биде и феном.
— Ну ведь удобно же! И это не просто «фишечки», а элементы ежедневного комфорта. Разве можно на этом экономить? Можно, но не хочется.
— И при всей твоей любви к технологиям интерьер дома все равно больше тяготеет к классике. Раздвоение творческой личности?
— Я бы сказал, не раздвоение, а другая сторона. Умение сочетать базовые вещи прошлого и технологии будущего — это и есть профессионализм. Мы с супругой долгое время жили в современном интерьере, выросли из него и отчетливо поняли, что хотим классику. Но не в чистом виде, а легкую импровизацию на классическую тему. Выбирая предметы обстановки, мы постоянно сверялись с женой в своих ощущениях — что нравится, что нет, старались избежать кричащих элементов, которые добавили бы интерьеру пафоса. Свой дом я делал не напоказ, а для любимой семьи.